Любимое место Шелдона Купера в Хайфе

Гуляли мы как-то с женой по Хайфе, и вдруг она как закричит: “Смотри! Здесь бы понравилось твоему любимому Шелдону Куперу (Шелдон Купер — герой сериала «Теория большого взрыва»!”

Так мы попали в Хайфский музей железных дорог Израиля.

Сюда стоит зайти уже хотя бы ради того, чтобы пройтись по мосту над железнодорожными путями, по которым проносятся поезда.

Музей находится на железнодорожной станции Хайфа-восточная. На ней не останавливаются поезда, но она сыграла важную роль в истории Ближнего Востока.

Открыл свои двери музей в 1983. Инициатором создания стал тогдашний главный экономист железных дорог Израиля – Илан Фальков. Местом расположения было выбрано то, что осталось от центрально станции Хиджазской железной дороги.

Хиджазская железная дорога. Это был грандиозный проект, призванный соединить Стамбул и Мекку, и облегчить путь паломникам, совершающим хадж к мусульманским святыням. Строительство дороги велось с 1900 по 1908 год; достроена она была до Медины, но не до Мекки.

Говорят, что султан Абдул-Хамид II категорически приказал при строительстве класть под рельсы войлок, дабы не нарушать тишину и покой мест, где когда-то ступала нога пророка Мухаммеда.

Помог войлок или нет, неведомо, но тишину нарушила Первая мировая война. Турки вагонами стали перевозить войска и грузы, а Лоуренс Аравийский их безостановочно атаковал.

После того как Лоуренс победно добрался до Дамаска, Хиджазская железная дорога уже давно не была единым целым. «Добили» её бойцы Эцеля, которые, воюя с арабами и британцами, в 1946 году взорвали 11 мостов через реки Ярмук и Иордан, а заодно и здание Хайфской станции железной дороги, от которой сегодня осталось лишь западное крыло.

Первым делом мы отправились смотреть короткий фильм. Поначалу я думал, что фильм расскажет об истории музея и железных дорог. Я был наивен.

Четверть часа мы смотрели душераздирающую и выбивающую слезу историю о том, как провожают на пенсию старый паровозик. Все действо сопровождалось уникальнейшей песней не иврите, название и слова из которой я даже не буду упоминать, – вы обязаны её услышать.

До чего локомотив и огромен, и красив,
Паровоз совсем другой,
Паровоз дымит трубой,
Узнаем мы их на слух-
Чух-чух-чух, ту-ту, чух-чух…

После фильма логично было бы увидеть тот самый паровоз из фильма. Но нет. Его мы не нашли, зато увидели и облазили много чего другого и интересного.

Например, этот маневровый паровоз № 10. Он был изготовлен немецкой фирмой «Краус» в 1902 году. Любопытно, что все локомотивы Хиджазской дороги, которые оказались в Израиле, были утилизированы. Кроме этого.

Или вот еще – трехосный вагон-скорая помощь № 4720, построенный в Бельгии в 1893 году для египетского поезда. Вагон использовался британской армией для эвакуации раненых солдат при оккупации страны в Первую мировую войну.

Вагон не то кухня, не то столовая.

Самый роскошный вагон-салон №98. Построенный в 1922 году, он отделан красным деревом.

В нем ездили высокопоставленные офицеры железной дороги и важные гости, посещавшие страну.

В этом вагоне ездил Уинстон Черчиль, царь Эфиопии Хайле Селассие, королева Бельгии Элизабет и Давид наш Бен Гурион.

И все они пользовались таким туалетом и таким душем, ведь им далеко было до настоящей элиты.

Полученный в рамках немецкой репарации дизельный маневровый локомотив. Построен немецкой компанией Deutz для Израильской ж/д. в 1958 году.

На улице также выставлены несколько экспонатов, в которые можно заходить. Но не во все.

Алёна решила, что на этой машинке у неё не будет проблем с парковкой, а также не придется переживать, что кто-то поцарапает.

Предназначение «поезда-сюрпризов» осталось для нас загадкой.

А это бетонированный вагон–мобильный бункер № 0001. Он использовался в 30- х годах ХХ века для охраны поездов от арабских грабителей.

А это уже почти современный вагон. Еще совсем недавно он колесил по ныне существующим ж/д путям и даже, может быть, возил кого-то из нас.

Короче, музей, который must-visit.

Из блога https://www.lookatisrael.com/