Сирийские МиГи в мошавном поле

Долина, где ручей Бецет выходит на побережье Средиземного моря, возле одноимённого мошава и немного западнее городка Шломи, настолько широка, что получила название Эмек Шефа, Долина Изобилия. И правда, изобилия тут хватает, насколько можно окинуть её взглядом, везде поля, сады бананов, авокадо и разных экзотических фруктов. Она настолько широка, что в начале 40-х годов британцы построили в ней военный аэродром, некоторые из ангаров которого ещё до сих пор можно увидеть.

В 1941 году одной из задач британских ВВС была разбросать свои воздушные силы между различными базами и таким образом сократить вероятность бомбардировки французской авиацией своего основного аэродрома в Хайфе. Кроме того, 1941 год был ещё и годом большого прорыва Африканского корпуса вермахта под командованием Роммеля, в западной пустыне Египта, и британцы справедливо опасались оказаться в клещах между французами с севера и африканским корпусом с юга. Для этого были осуществлены некие действия, которые помогли бы им в случае подобной атаки. Так были основаны вспомогательные аэродромы на севере страны: здесь и в Рамат Давид.

Но в конце концов в 1942 году в Сирию и Ливан вошли британские войска, генерал Монтгомери сумел разбить африканский корпус Роммеля, опасность миновала, но аэродром остался.
В 1948 году британцы ушли, а аэродром сжался в размерах и использовался исключительно для маленьких сельскохозяйственных самолётиков, опрыскивающих поля образовавшегося здесь в 1949 году мошава Бецет. Пока…

12 августа 1968 года, в обычный летний день, не предвещающий ровным счётом ничего, два сирийских самолёта МиГ-17 вторгаются в воздушное пространство государства Израиль и, вместо того чтобы войти в боевое состояние, спокойно друг за другом приземляются…. на заброшенном британском аэродроме возле мошава Бецет.

Вокруг МиГов тут же собрались жители мошава, ведь, согласитесь, посадка двух боевых сирийских самолётов в деревне не очень частое явление в наших краях, а пилоты были немало удивлены таким ажиотажем вокруг них. Как выяснилось потом, они совершали тренировочный полёт, используя карты 1945 года, и должны были приземлиться на аэродроме возле Триполи, но… неверный поворот и обозначенный аэродром на карте сделали своё чёрное дело. Так что лейтенант Валид Адхам и младший лейтенант Радфан Рифаи были немало удивлены, узнав, что приземлились они вовсе не в Ливане.
Лётчики были взяты в плен и вернулись домой в Сирию спустя два года в рамках очередной сделки по обмену пленными.

Самолёты были переправлены на аэродром Рамат Давид, где долго изучали их секреты. Это был первый случай, когда на Запад попал образец советской военной техники, использовавшейся как основная боевая машина ВВС арабских стран. Годом позже самолёты были переправлены в США, а потом один из них вернулся в Израиль и находится сегодня в музее ВВС на аэродроме Хацерим.

А аэродром просуществовал до начала Первой Ливанской, да и то больше как вертолётная площадка. В 1982 с него взлетали вертолёты с солдатами, отправляющимися в Ливан, и садились с ранеными и убитыми. С тех пор он в запустении. В его ангарах держат удобрения, навоз и смесь для корма коров, взлётные полосы давно перепаханы сельскохозяйственной техникой. А жаль. Неплохой туристический объект получиться мог бы.