Когда заговорили «евреи молчания»

Политически-до тошноты-корректное, всё ставящее под сомнение, перерезавшее всех священных коров израильское общество в перерыве между коррупционными и сексуальными скандалами лениво отмечает 50-летие Шестидневной войны.

Историки, журналисты и политики обсуждают, что было сделано неправильно, чего Даян не предполагал, Ганди не рассчитал, Эшколь не предвидел, и до чего Рабин не догадался.

Все знают, как можно было избежать этой войны или, в крайнем случае, закончить её с лучшим для Израиля результатом.

Всё правильно: здоровое общество должно анализировать свою историю, уметь мужественно признавать свои ошибки и критиковать своих лидеров — живых и не очень. Только забывают бескомпромиссные и умные задним числом аналитики один важный результат Шестидневной войны — то влияние, которое она оказала на евреев диаспоры вообще и на евреев Советского Союза, в частности. Вернее, даже не на самих евреев, а на отношение к ним окружающих.

К 1967 году вся еврейская жизнь в СССР затухла, еврейское самосознание находилось ниже уровня 1913 года, а советские евреи («евреи молчания» по меткому определению Эли Визеля) вместе со всем советским народом пытались свести к ничьей партию в поддавки с советской властью.

И вдруг! Где-то на далёком Ближнем Востоке дети и внуки местечковых евреев за 6 дней разгромили 5 арабских армий, оснащённых самым современным советским вооружением. Дети и внуки других, не уехавших в своё время местечковых евреев, ставшие инженерами, врачами, учителями и заведующими базами Облпромторга, представили себя пилотами, бомбящими египетские аэродромы, командирами танков, атакующими сирийские позиции или десантниками, освобождающими Еврейский Квартал Иерусалима.

Я родился через три года после окончания Шестидневной войны и приехал в Израиль через 23 года, но у меня есть своё, личное воспоминание об этой войне.

В июне 1967 года в курилке конструкторского бюро одного из минских заводов собрались инженер Борис, инженер Наум, чертёжник Лёва и главный технолог Евсей Захарович. Они шёпотом обсуждали положение на фронтах, смакуя загадочные названия «Эль-Ариш», «Кунейтра», «Митла», вылущивая зёрна правды из пропагандистских текстов газеты «Известия» и сопоставляя их с просочившейся через глушилки информацией «Голоса Америки».

В курилку неожиданно вошёл парторг Николай Иванович — человек умный, ироничный и в меру порядочный, хоть и парторг. Окинув взглядом странную компанию, он хитро улыбнулся и сказал: «Мужики, у меня к вам просьба».

«Какая просьба?» — недоверчиво спросил Евсей Захарович (он был самый смелый в группе — ему оставалось два года до пенсии).

«Мужики, когда танки Моше Даяна войдут в Минск, не забудьте про меня!»

На фото — демонстрация отказников у МВД СССР. Фото с сайта gdesol.ru

Слава Шифрин

В Израиле с 1990 года. Закончил Тель-Авивский университет. Пока не посадил в Израиле ни одного дерева, зато построил два дома и воспитываю двух сыновей (или они меня воспитывают). Придумываю авторские маршруты по Израилю, пишу рассказы. В свободное от краеведения и сочинительства время работаю в хай-тек компании.