Кинофестиваль в Хайфе: что смотреть

Вчера вечером в Хайфе открылся 34-й международный кинофестиваль. Открылся он политическим курьезом – 30 октября в Хайфе муниципальные выборы, и противники нынешнего мэра Йоны Яхава раздали гуляющим на площади перед Синематекой семьям красные шарики с оскорбительной надписью в адрес главы города. Ходу фестиваля это, впрочем, не помешало.

Киносмотр открылся фильмом мэтра израильского кино Ави Нешера «Другая история» – истории о светской девушке, которая неожиданно для всего ее окружения решает связать свою жизнь с молодым человеком из ортодоксов. Конфликт между светскими и религиозными очень актуален в израильском обществе. А Ави Нешер легко и иронично описывает отношение членов семьи главной героини к ее странному выбору. Это 20-й фильм Ави Нешера и очень в его духе – мэтр рассуждает о тяжелейших проблемах легко и без морализаторства. В конкурсе «Другая история» не участвует. Мэтрам это не к лицу.

Всего в этом году в программе хайфского кинофестиваля участвует 77 израильских фильмов, включая короткометражное и документальное кино. Внимание жюри и представителей израильской киноиндустрии будет приковано к номинации «Израильское игровое кино», в которой участвует семь картин израильских кинематографистов. Три из них они уже съездили на международные кинофестивали, правда, не все успешно. Лента «Тель-Авив в огне» режиссера Самеха Зоаби получила на кинофестивале в Венеции награду «Лучший актер» в номинации «Венецианские горизонты». В центре сюжета палестинец Салям, который случайно становится одним из сценаристов в мыльной опере после знакомства с израильским солдатом. Но инвесторы ленты и солдат имеют разные представления о развитии сюжета, начинается конфликт, в центре которого, конечно, оказывается Салям. Еще одна лента конкурса — «Любовная трилогия: Обнаженные» режиссера Ярона Шани участвовала в номинации «Венецианские горизонты», но не получила ничего. Режиссер исследует границы сексуальности, допустимого и жестокого. Еще одна конкурсная лента «Фиговое дерево» израильского режиссера Алама Уорек Давидиана побывала на фестивале в Торонто. Когда-то эмигрировавший из Эфиопии в Израиль Давидиан снимает драму о трагедии эфиопских евреев, войне и невозможности избавиться от травмы войны.

И еще фильм, достойный упоминания и просмотра – «Мечты Акко». Театральный режиссер Азам Саламех ставит пьесу о любви между его прабабушкой и единственным евреем в Акко. Действие происходит в арабо-израильском Акко в 1947 году, в последние дни Британского мандата. Спектакль тогда так и не удалось показать. И фильм режиссера Даниела Вахсмана – первая и единственная пока постановка пьесы.

Все семь конкурсных фильмов от израильских режиссеров очень про разное – если одних израильских режиссеров не оставляет проблема Израиля и его внутренних и внешних границ, то другие занимаются границами личного и сексуального. И это очень интересная палитра.

Традиционно в программе фестиваля много российского кино и кино с постсоветского пространства – на этот раз десять фильмов, не считая спецпоказа картины «Знаешь, мама, где я был» Левана Габриадзе – микса документального интервью и мультипликации, рассказа о послевоенном детстве художника Резо Габриадзе. В номинации «Конкурс Кармель» участвуют сразу две российских картины – «Подбросы» Ивана Твердовского и «Довлатов» Алексея Германа-младшего. Не уверена, что обе ленты будут понятны израильской аудитории, которой вряд ли широко известен Довлатов. А «Подбросы» и вовсе слишком российское кино – история мальчишки, которого мать бросает после родов, он растет в интернате, в 17 лет мать его оттуда похищает, и он становится лидером бандитской группировки. Оба фильма, с моей точки зрения, очень для внутреннего употребления.

Покажут в Хайфе и ленту «Айка» режиссера Сергея Дворцевого, победившую в номинации «Лучшая женская роль» в Каннах. Можно посмотреть и нашумевшую ленту «Война Анны» Алексея Федорченко о девочке Анне, которая пытается выжить в здании заброшенной школы, прячась от нацистов.

Конечно, смотреть нужно и фильмы программы «Гала», в которой обычно представлены ленты со звездами со всех мировых кинофестивалей. Из самых ожидаемых лент, к примеру, иронический байопик о Сильвио Берлускони «Лоро» от великолепного итальянского режиссера Паоло Соррентино. Картина польского режиссера Павла Павликовского «Холодная война» – еще одна лента, которая достойна внимания. Фильм рассказывает историю любви в декорациях Холодной войны. Павел Павликовский получил за работу над этой лентой золотую пальмовую ветвь Канн-2018. Сюрприз для поклонников культового сериала «Игра престолов» – лента «Кажется, мы остались одни» со звездой сериала Питером Динкледжем в главой роли. Лента о человеке, который остается один на земле после какой-то катастрофы, как он выживает и пытается не сойти с ума, и как встречает еще одну выжившую, конечно же. Иначе это не был бы фильм, снятый в Голливуде,и не был бы фильм режиссера Рида Морано. Кстати, о выживании будет и еще один фильм – «Затерянные во льдах» (режиссер Джо Пенна) с Мадсом Миккельсоном в главной роли. На этот раз катастрофа личная – пилот вертолета терпит крушение во льдах Арктики и пытается выжить. Но и героя этого фильма сценаристы не оставили в одиночестве, предложив в спутницы на пути к выживанию случайную незнакомку.

Стоит обратить внимание и на две ленты, в которых участвует Итан Хоук. Во-первых, режиссерская работа знаменитого актера «Блейз» – байопик о маргинальном поэте-песеннике Блейзе Фолли. Во-вторых, картина Пола Шредера «Дневник пастыря» о священнике, который теряет в Ираке сына, в разводе жену, исповедовавшийся ему прихожанин кончает с собой, а сам герой увлекается проблемами экологии.

Ну и, конечно, фильм закрытия фестиваля – нашумевший уже в мире «Человек на луне» оскароносца Дэмьена Шазелла с Райаном Гослингом в главной роли. История звездная во всех смыслах этого слова – это байопик о космонавте Ниле Армстронге и его непростом пути к звездам, извините за каламбур. Фильм открывал Венецианский кинофестиваль и закроет хайфский 1 октября.

В программе еще масса интересного, чего не опишешь в одном тексте. Изучить анонсы, составить личную программу и купить билеты можно на сайте фестиваля. Хорошего всем кино!

Алина Ребель

Я журналист. И писала всегда про разное: про медиабизнес, про телевидение, про кино и про книги. Но потом написала две книги про евреев. И с тех пор про евреев мне писать как-то роднее всего. Замужем, у меня растет сын - первый в нашем роду настоящий сабр (коренной израильтянин).