Каждому Пуриму — свой Трамп

Слово «еврей» в вольном переводе означает «другой», а в дословном — «человек с другого берега». В этом диапазоне смыслов можно найти ключ к пониманию непростой еврейской истории с ее подъемами и падениями, в особенности это касается истории последнего столетия. Еврейскую инаковость обычно замечают в плане отношений с другими народами, но она находит свое проявление и в отношениях еврея с миром вообще. Поэтому неудивительно, что годовой цикл еврейской жизни не связан с еврейским новым годом, время наступления которого относится к сотворению мира.

В книгах, посвященных еврейским праздникам, течение года начинается в Песах и продолжается до Пурима. Логика праздников ведет нас от пасхального освобождения к осознанию себя и своей свободы в праздник Шавуот, день дарования Торы. Затем летние месяцы напоминают нам о Храме, как о месте реализации, и вместе с тем напоминают о ране в душе, которую оставило разрушение Храма и изгнание. Подведение итогов годичного развития человека в месяц элул позволяет достичь наивысшего душевного подъема во время осенних праздников, когда торжественная атмосфера коронации Рош аШана и раскаяния Йом Кипура разрешаются радостью Суккот и Симхат Тора. Освобождение достигло своей цели, привело нас на новую высоту. Ханука традиционно перекликается с Суккотом и не выпадает из общей логики праздников. Но что к ней может добавить Пурим?! Более того, как итогом года может стать праздник, в котором нарочито подчеркивается его будничность и противостояние со святостью?! Это скрытие святости заметно как в рассказе Мегилы без упоминания Всевышнего, так и в карнавальности с нарочитым нарушением всех иерархий, вплоть до противоречащего всему духу интеллектуального иудаизма требованию напиться до потери сознания.

Нарочитая простота Пурима хорошо сочетается с другой его особенностью — постоянной актуальностью. Вряд ли другие праздники могут сравниться с ним в количестве местных вариантов празднования в различных общинах и в разные исторические эпохи. Конечно, тут сыграли роль и неисчезающие «гаманы» своих времен, но и сам Пурим обладает особой близостью к изменяющейся реальности. Поэтому каждое поколение отмечает среди современных ему правителей новых кандидатов на роли в вечном сюжете.

С большой вероятностью звездой приближающегося пуримшпиля будет Ахашверош с растрепанной прической и подвижной мимикой лица. Уж больно провоцирует своим эксцентричным поведением нынешний американский президент постановщиков пуримшпилей. Как тут не вспомнить Ахашвероша, оценка которого в толкованиях колеблется между дураком и вершителем судьбы еврейского народа?! Скорее всего, в следующем году Трамп уже потеряет свою сенсационность, и мы будем видеть в нем более привычную фигуру президента-прагматика в духе его республиканских предшественников. Но пока у нас никто не отнимет надежды на чудо, и Трамп в этом году будет звездой Пурима.

Кроме Трампа, существуют намного более глубокие причины, делающие нынешний Пурим уникальным. Происходящие в мире эпохальные события — брекзит, последние выборы в США — это не только политические землетрясения, бунт против элит. Идеология, сформировавшаяся после Второй мировой войны, подвергается серьезной ревизии. Преступления войны, основой которых были национальная нетерпимость и убеждение в собственной культурной исключительности, сменились мультикультурализмом и стремлением оказать уважение чужим культурным традициям. Но эти идеи, гуманные в своей основе, прошли процесс идеологизации и превратились в свою противоположность: желание понять «другого» породило крайнюю нетерпимость к не толерантности, вместо разнообразия мнений появилось доминирование одной, «правильной» точки зрения. Этот внутренний конфликт и создал нынешний кризис, заставляющий вспоминать о гражданской войне между Севером и Югом.

Метаморфоза мультикультурализма не уникальна в истории человеческой мысли. Мы можем найти немало примеров того, как чистые и передовые идеи, становясь официальной или общепринятой идеологией, теряют свою свежесть и искренность. Окаменев и став общепринятой нормой, они теряют связь с побудительной причиной собственного зарождения. Стремление к социальной справедливости создает общество с еще большим, чем ранее, не равноправием. Идеал сверхчеловека в своем политическом выражении превращает людей в не рассуждающую, склонную к насилию и покорную воле вождя толпу. Борцы за свободу и равноправие женщин зачастую лишают их семейного счастья. Защитники природы могут разрушить уже сложившуюся экологическую систему. Искренне верующие совершить поступок, который заслуживает имени богохульства.
Таковы законы человеческого общества и «баг», встроенный в человеческое сознание.

Тора дана Всевышним у горы Синай. Но мы воспринимаем ее при помощи собственного сознания, вкладывая в нее и свои недостатки. Какие только еврейские движения на основе Торы ни возникали на протяжении истории! Союз Авраама со Всевышним включал, по мнению многих комментаторов, обещание Творца, что Тора не будет потеряна его потомками. Союз этот сохраняет связь еврейского народа с Торой как в периоды тяжелых преследований, так и в периоды, когда велик соблазн приспособить Тору под окружающий мир.

Но союз сохраняет народ в целом. У каждого в отдельности сохраняется свобода выбора — включающая и выбор неверный. Поэтому в Талмуде приведен пример вора, обращающегося ко Всевышнему с молитвой об успехе воровства. Извращение своей веры в такой грубой форме служит скорее исключением, чем правилом. А вот формализация искренних чувств, превращение своей веры в вид идеологии, естественно для человеческой натуры.

Еще пророк Ишаягу увещевал своих современников, чтобы совершаемые ими заповеди не совершались лишь по привычке: «Их сердце далеко от Меня».

Это пророчество неспроста включено в книги пророчеств, записанных для будущих поколений. Проблема рутины актуальна и для нас.

Освобождение от рутины несет с собой Пурим. Именно его внешне простонародный настрой заставляет нас искать новый канал связи со Всевышним. Исчезновение привычных атрибутов религиозности позволяет нам выразить свою веру во Всевышнего и там, где, казалось бы, для веры нет места. Поэтому Пурим завершает еврейский годовой цикл, придавая всем постижениям и достижениям за этот год новый смысл и освобождая их от рутины и формальности. Еврей Пурима становится «другим» по отношению к своему еврейству за весь год. Он еврей в квадрате (но не «квадратный еврей», а совсем наоборот). Веселье Пурима становится пиком года и тем самым подводит нас к освобождению Песаха, выхода и из тех ограничений, которые когда-то казались недостижимой высотой, и свет этого Пурима будет с нами.

Желаю вам веселого Пурима!

Михаэль Кориц

Вырос в Ленинграде. В 21 год переехал в Израиль. Работаю программистом, иногда раввином. Пишу книги и статьи.