Слава Ганелин: «Мне было тринадцать. И я играл блюз».

Слава Ганелин — советский и израильский композитор. Так пишет Википедия. По мнению самого Ганелина, именно такое сочетание полностью отражает то, чем он занимался и продолжает заниматься в мире авангардного джаза. Не будь он в свое время советским музыкантом, не стал бы и израильским. Именно благодаря особенностям советской жизни, Ганелин стал тем, кто привез в Израиль само понятие авангардного джаза и развил здесь это направление буквально с нуля, основал конкурсы и фестивали, построил обучающую программу для музыкальной академии. Но начиналось все далеко от Израиля.

Слава Ганелин родился в Москве в 1944 году, но еще ребенком переехал с родителями в Вильнюс. Скорее всего, останься они в Москве, все могло бы сложиться иначе, но в Прибалтике свободы было больше.
«Литва давала свободу своим людям искусства. То, что писали композиторы современной музыки в Литве, те приемы, которые они использовали, можно сказать, что в Москве это было запрещено», — говорит Ганелин.

Музыка, которую играл Ганелин, тогда не называлась авангардом. Прошло еще немало лет, прежде чем, встретившись с западными музыкантами, он узнал, что то, что они делали, называется авангардным джазом. А начиналось все в Вильнюсе, где в 1960-х было модное кафе, откуда комсомольским работникам было удобно наблюдать за правильным развитием музыкальных вкусов молодежи. Молодежь, между тем, развивалась по-разному.

«Движение к джазу было очень спонтанным. Все наши знания о джазе появлялись только из радиопрограмм, которые нам удавалось ловить сквозь шум глушилок. Звук, которым заглушали вражеские передачи, был таким фоновым жужжанием. Но нам повезло: в те часы, когда передавали музыку, они это жужжание убирали. Может, электричество экономили», — говорит с улыбкой Ганелин.

Занятия музыкой были полны романтики – пробиваясь сквозь глушилки, совсем юные тогда музыканты представляли, что они преодолевают невероятные препятствия и попадают в другой мир, где можно услышать Дюка Эллингтона, где играют настоящий джаз.

В детстве, подслушивая, как играет сестра, Ганелин старался улизнуть от необходимой программы, предпочитая ей импровизацию: «Похоже, что склонность к импровизации была во мне заложена природой. Я помню, что для меня пятнадцать минут занятий по программе длились, как вечность. Я ставил часы, и они ползли так медленно! Зато потом я мог играть импровизации часами. Я обманывал маму, говорил, что это и есть школьное задание, и часами выдумывал музыку.

В кафе Неринга, где все и начиналось, впервые прозвучало необыкновенное для Советского Союза слово джем-сейшен. Тогда этим словом называли игру нескольких музыкантов, использовавших элементы джаза в своей музыке. «Мы играли интуитивно, — вспоминает Ганелин. — Например, был такой случай – приехал саксофонист один из Ленинграда и говорит: «Ну, играем блюз». А что такое блюз? Я и понятия не имел. Он говорит – гармония такая-то, начинает играть, я смотрю, я же это играю! Мне было на тот момент 13 лет».
В начале семидесятых Слава Ганелин, Владимир Тарасов и Владимир Чекасин создают трио ГТЧ – по первым буквам фамилий участников. Коллектив просуществовал вплоть до 1986 года. За это время, выступая под эгидой государственной филармонии Литовской ССР, они объездили весь Советский Союз и фактически покорили Европу своим самобытным джазом.

Ганелин еще в 1985 году входил в число лучших джазовых композиторов мира – так о нем писали ведущие западные музыкальные издания. Он писал музыку к фильмам, мюзиклы и оперы. Выбрав себе полузапрещенное направление в музыке, он, как будто не замечая времени и режима, в которых существовал, жил музыкой, развивался, получал премии.

И вдруг в 1987 году решил переехать в Израиль. Зачем?

«Я не очень люблю отвечать на этот вопрос. Его мне сразу задали израильские корреспонденты, когда я только прилетел. Они меня окружили в прямом смысле слова – у трапа самолета. Повезли в один джазовый клуб, где были известные музыканты, и вот тогда меня спросили впервые: «Зачем ты приехал именно сюда? Уже если решил уехать, ехал бы в Америку». Я сказал, что я приехал отдыхать. Они меня не поняли. А я правда приехал отдыхать. Я просто вдруг понял, что ситуация, которая сложилась в СССР, – это обман. С одной стороны, вроде бы дали свободу. Но с другой, опять сразу же стали искать, кто виноват и опять виноватыми оказались мы – евреи. В то время в Москве появилось общество «Память» и тот антисемитизм, который годами пытались замаскировать буквально полез наружу».

Израильский период жизни Славы Ганелина выглядит так: преподавал в музыкальной академии, с 1996 года заведует джазовой кафедрой иерусалимской музыкальной академии, участвует в самых важных джазовых фестивалях, концертирует, является художественным руководителем джазового фестиваля «Джаз Глобус». Фильмы с музыкой Ганелина были удостоены премий на кинофестивалях в Венеции, Стокгольме, Барселоне и Вашингтоне. Казалось бы, человек полон деятельности и должен быть немало занят. Но сам Ганелин придерживается другого мнения.

«В Израиле я отдыхаю душой, — говорит он. — Я понимаю все сложности нашей страны, и экономические тоже, но нигде больше не чувствую себя так, как здесь, а здесь я дома».

Четырнадцатый международный фестиваль джазовой и альтернативной музыки «Джаз-Глобус» — один из самых значимых проектов Славы Ганелина в Израиле. В 2003 году у Ганелина родилась идея – вывести на сцену джазменов, приехавших в Израиль в последние годы. Именно он, востребованный исполнитель, педагог и композитор, возглавил группу, которую озаглавил – «Джаз- глобус» поскольку музыканты в ней — выходцы из всех стран, от Мексики до Белоруссии и от Австралии до Франции. А, когда появилась возможность вывести музыкантов на сцену, оказалось, что Ганелин еще и блистательный художественный руководитель проекта. Под его реальным, не формальным руководством, был проведен первый фестиваль, на котором в союз к «новым» израильтянам были приглашены «старые» — хотя возраст тех и других примерно одинаков. С тех пор прошло много лет.

В нынешнем году «Джаз-Глобус» в Иерусалиме пройдет с 21 по 29 ноября. На фестивале выступят более 50 музыкантов, среди которых представители США, Японии, Нидерландов, России, и лучшие израильские музыканты.

Купить билеты и посмотреть программу фестиваля можно здесь.