Если Вася хочет вернуться

Перемена не приходит в результате силового решения, но в результате желания и решимости` быть тем, кто ты есть.

Если ваш мальчик или девочка очень тоскуют по прошлой жизни, это естественно и понятно. Тем не менее, вам, мама и папа, непросто это наблюдать. Любящим родителям больно видеть, как ребенок страдает. Кроме боли, может возникнуть чувство вины, особенно если переехать – было преимущественно вашей идеей. Может возникнуть чувство бессилия – ведь в данный момент вам кажется, что вы ничем не можете помочь. А еще вы можете почувствовать гнев, как реакцию на бессилие. Какой бы ни была смесь ваших чувств, думаю, вам тяжело. Попытаюсь убедить вас, что вы можете помочь. И делать много не надо. Важно понять ребенка, понять, какие процессы происходят в его жизни, а там уже подоспеет и понимание, как справиться.

Понять Васю. Задачи подростков

Подростки – особый народ: мудрый, проницательный, бунтующий, забавный, желающий узнать о себе и раскрыть себя (ну, вы помните). И, конечно, у каждого молодого человека и у каждой девушки – совершенно свой путь. Главная задача подростка – найти свою идентичность и индивидуировать, то есть стать особенным и самостоятельным. Задача, конечно, не совсем новая, дети с раннего возраста занимаются этим. Однако в подростковом возрасте она становится критической. Ведь приближается время отделения от семьи и встречи с неизвестным будущим.

Не вдаваясь в подробности, упомяну лишь несколько классических подростковых задач. Василию нужно научиться самостоятельно обходиться со временем, попробовать себя в разных социальных ролях, приобрести уверенность в себе, определиться с ценностями и идеологиями, с отношением к авторитетам, преуспеть в ученичестве, разобраться с сексуальными предпочтениями, и много другого, чего и не снилось нашим мудрецам.

В процессе индивидуации можно различить несколько статусов.

1. Диффузная идентичность – статус, при котором связная, определенная идентичность отсутствует: Вася не осуществляет ни поиска, ни выбора решений.

2. Преждевременная идентичность – статус, при котором собственный внутренний поиск Васей не был осуществлен, а решения принимаются под воздействием внешних обстоятельств. У Васи имеются заранее заданные цели, правила поведения и идеалы, «пожизненный» план на будущее, составленный родителями или другими авторитетными лицами.

3. Мораторий — статус, при котором Вася находится во внутреннем поиске, в процессе конструирования идентичности – переходе от отсутствия чувства идентичности или от преждевременной идентичности к сконструированной идентичности.

4. Достигнутая идентичность — статус, при котором Вася построил собственные, отличные от родительских, планы на будущее. Эти планы при необходимости могут быть пересмотрены, поскольку, с точки зрения Васи, будущее существует для самореализации, а не для достижения идеалов, заданных заранее кем-то другим.

Добавлю, что процесс конструирования идентичности не совсем рациональный и мыслительный, а скорее интуитивный и стихийный. Вася не задается вопросом, кто он такой, а как бы вырисовывается из ощущений и чувств. В общем, если Вася иногда бьет копытом, то не все так уж плохо на сегодняшний день. И наоборот, если очень послушный, то, возможно, пока не осуществляет собственного поиска.
Хьюстон, у нас проблемы : потеря в подростковом возрасте

Сложно предсказать, насколько трудно будет Васе расстаться с возможностью говорить на родном языке, с друзьями, с любимой природой, со своим самоощущением в родном месте. Ясно, однако, что на процесс индивидуации переезд обязательно повлияет. Если было что терять, если был привязан и любил, разлука может вызвать горевание. Тогда нашему Васе скорее всего предстоит пройти через все стадии этого процесса: оцепенение, отчаяние, чувства вины и стыда, гнев (и другие проявления эмоциональной нестабильности) и, собственно, проработку. Этот процесс называется «работой горя». Он долгий и непростой.

Парадокс в том, что если пытаться ускорить или сократить «работу горя», то дети как раз таки могут застрять на любой из этих стадий. Что может помешать проработке? Причин может быть много. Например, культурные запреты типа «не распускай нюни, не будь слабаком» не позволяют подростку, особенно мальчику, погрустить и поплакать.

Другая, не очень полезная, но распространенная идея – это вера в то, что разумных рассуждений и побуждений к действию достаточно для того, чтобы Вася адаптировался. Ходят слухи, что «негативные» чувства испытывать и выражать необязательно и даже вредно бывает. Вот бубнит Вася, что в школу не пойдет и ничего не хочет. То есть человек в печали, а, может, и в отчаянии. А мы ему – все наладится, сделай уроки. А он, даже если подчиняется, продолжает страдать или злиться. Вася хочет одного, но должен совсем другое. Позиция, согласитесь, довольно униженная. Долго в ней здоровому человеку нездорово находиться. Вопреки распространенным представлениям, «работа горя» – это результат саморегуляции организма, и в конечном итоге – полезна для адаптации. Разрешить и поддержать – это должно помочь.

Школа. Здравствуй, дерево!

В большинстве школ и поныне ассимилятивная политика, то есть «учи иврит, вливайся, готовься к багруту и армии». Работа по выражению чувств не всегда, мягко говоря, предусмотрена. Васе приходится стиснув зубы переживать период косноязычия, задержки с выполнением подростковых задач. Школа часто навязывает ему нормы и правила, активно вторгается в его границы, желает изменить его. И использовать прошлый опыт в построении идентичности не помогает. «Новые правила» часто противоречат глубоким культурным установкам, усвоенным в раннем детстве. Например, о том, как обходиться со своей и чужой агрессией, каковы легитимные способы самовыражения, как выражать потребность в поддержке и внимании. Некоторые подростки становятся «прозрачными» для школьного персонала, поскольку «не делают проблем». Они часто выглядят пассивными и печальными, поскольку испытывают стыд за свои трудности и не знают, как справиться. Или злятся, но не знают, как это выразить. Или грустят, но не знают, как найти сочувствие. При этом трудности у каждого Васи свои и про свое. Вот бы помочь ему их осознать и пережить. Но для начала – хорошо бы осознать маме и папе, что Васины трудности — это не ваш провал и не Васина вина. И вообще не провал. Это нормальная реакция чувствительного юного человека на потерю чего-то важного в его жизни.

Спокойно, Маша

Итак, несмотря на сложность подростковых задач, боль потери и отсутствие системной поддержки, Вася как-то справляется. Неудивительно, что в процессе Васе иногда очень хочется домой. И ничего не поделаешь, желание законное. Не так ли?

А теперь про задачи родителей. Главная, самая трудная задача – еще раз как следует убедиться, что вы хорошие родители. Вы добрые, понимающие и терпеливые. А если теряете терпение, то можете вдохнуть и выдохнуть раз десять. Вы любящие и талантливые. Вы умеете начинать все сначала и заботиться о себе. Вы умеете узнавать, что именно волнует Васю. А если не получается, вы умеете просто быть рядом. Вы умеете принимать и любить Васю, даже когда он расстроен и раздражен, вы понимаете, что процесс адаптации может быть долгим и верите в своего Васю, даже когда он не верит в себя. А если это иногда не получается, вы сожалеете и продолжаете. И даже хорошо, что иногда не получается, – это Васин шанс осознать свою борьбу, и как вам с ней непросто, и как вы его любите, и продолжаете верить в него. Потому что и ему непросто. И ему с вами повезло. Как и вам с ним. Вот такая вот мантра. Говорят – помогает.

О том, стоит ли вообще везти Васю в Израиль, читать здесь.