Бесплатная работа. Вам не нужно, им не жалко

Одно из самых модных направлений в управлении персоналом – это исследование мотивации. Как же уговорить сотрудника поработать, а желательно при этом поработать побольше и получше? Как уверяют продвинутые психологи, деньги это плохая мотивация. Их всегда мало, да и, если верить исследованиям, качество труда напрямую от размера зарплаты не зависит. Поэтому все более и более популярными становятся различные виды нематериальной стимуляции труда – похвалы, поощрения и приятные подарки, тоже часто заключающиеся не в предметах, а в курсах и тренингах.

Идея нематериальной стимуляции настолько находит отклик в сердцах работодателей, что те порой забывают ее изначальное определение: быть дополнением к материальной составляющей оплаты труда. Чем более уязвим статус потенциального работника, тем чаще забывается слово «дополнение» в данном контексте, и тем откровеннее работодатели требуют поработать на них бесплатно за разные эфемерные, но столь желаемые для начинающего специалиста вещи: имя, репутацию, опыт, рекомендации.

В теории все звучит очень логично и правильно. Начинающий специалист или специалист без опыта в новой стране пытается наработать клиентуру. Его пока не очень знают, поэтому первые работы он выполняет бесплатно, а затем, восхищенные его услугами клиенты, продолжают заказывать их у него уже за деньги.

Как и в случае с большинством теорий, на практике все работает не совсем так, а точнее совсем не так. За редкими исключениями опыт бесплатной работы бывает или отрицательным, или в лучшем случае бесполезным. Отрицательным он, как правило, становится, если у «работающего за еду» специалиста заказывают серьезный проект. Например, сайт или профессиональную фотосессию. На первый план обычно выходит несоответствие ожиданий. У делающего свою работу бесплатно человека ожидания очень высоки. Он рассчитывает, что ему будут благодарны, он рассчитывает, что проект будет способствовать его профессиональному успеху, он рассчитывает, что проект станет началом долгосрочных отношений на платной основе… А заказчик? А вот он как раз не рассчитывает ни на что. Более того, он редко всерьез задумывается об этом бесплатном проекте. И как это ни парадоксально, чем больше заказ, тем менее он важен. История Саши в этом плане невероятно показательна.

Саша веб-программист. Веб-программистом он был не всегда, но, готовясь к отъезду в Израиль, решил освоить популярную и везде востребованную специальность. В конечном итоге приехав в Израиль, Саша имел в активе не слишком молодой возраст и весьма жалкое портфолио из пары сайтов на русском языке. Такой унылый актив сделал из Саши классическую жертву «работы на перспективу». Поискав заказы несколько месяцев, Саша встретил Кирилла — весьма успешного и приятного в общении бизнесмена. Кирилл посочувствовал Сашиным мытарствам и предложил ему отличный вариант. У Кирилла давно бродила идея сделать интернет-магазин, но все как-то «руки не доходили», да и свободных денег не было. У Саши было время и возможности. И вот если Саша поможет ему с интернет-магазином, Кирилл в свою очередь готов пообещать ему всевозможные хвалебные рекомендации и дополнительные проекты. Да и израильский сайт очень бы оживил Сашино портфолио, разве не так?

Саша с энтузиазмом взялся за дело. Проблемы начались с первого дня. Кирилл, не чувствуя риска потерять деньги, как не уделял раньше времени проекту интернет-магазина, так и теперь все не находил для него времени. Вместо полноценного технического задания Саша получил ссылку на пару интернет-магазинов, которые понравились Кириллу и более чем расплывчатые указания, что же должно быть на его сайте. При этом нельзя сказать, что Кирилл полностью доверился Сашиному чутью. Когда сайт был уже практически сделан, Кирилл наконец нашел время пройтись по нему и остался чрезвычайно недоволен. Саша сделал все не так, как представлял себе Кирилл. После месяца бесконечных претензий, правок и попыток угадать, что же Кирилл хочет на самом деле, Саша получил, как ему показалось, феерическое, а на самом деле, весьма распространенное письмо: «Сайт мне совсем не нравится. Думаю, что проект этот реализовать сейчас не получится, уж тем более с таким сайтом. Жаль, что потратил время».

Хотя Саша рвал и метал, считая, что никто еще так не попадался. Но сочувствовать на самом деле ему было сложно. Ведь грабли, на которые он наступил, многократно описанны. Просто в его истории как в зеркале отразились основные проблемы такой вот «работы за доброе слово»:

  • Заказчик абсолютно не ценит работу. Психология человека такова, что даже когда клиент знает реальную стоимость выполненного заказа, если заказ достался клиенту бесплатно, он его не ценит. Люди вообще редко ценят то, что получают бесплатно.
  • Заказчику не очень важен заказанный проект. В самом деле, вы бы стали давать ответственный проект, над которым дрожите, неизвестному специалисту, который не рискует потерять в деньгах, если не сдаст в срок качественную работу? Честный ответ – нет. Поэтому в качестве бесплатных заказов идут обычно фоновые, не очень-то и нужные проекты, отношение к которым со стороны заказчика соответствующее.
  • Заказчик не готов тратить время на грамотное составление задачи и написание технического задания, что логически проистекает из предыдущих пунктов, но при этом полон претензий, как любой человек, получивший от специалиста не то, что ожидал.

Претензии вместо благодарности – это классический результат бесплатной работы. И бесплатность работы претензии абсолютно не уменьшает, а лишь увеличивает, опять же в силу психологической способности человека ценить то, за что он заплатил, но весьма пренебрежительно и критично относиться к тому, что ему ничего не стоило.

В утешение Саше можно лишь сказать, что даже если бы Кирилл был действительно доволен сайтом, выгоды Саше бы с того не было никакой. Статистически шанс получить оплаченный заказ после бесплатного стремится к нулю. Человеческая природа такова, что заказчик, получивший что-либо бесплатно хоть раз, почувствует практически физическую неспособность заплатить за ту же услугу в следующий раз. Единственная возможность обойти эту проблему – это изначально договориться о бесплатном пробнике. Но то, что возможно, например, на курсах, почти никогда невозможно при выполнении какого-либо проекта, например, создании сайта или даже разработке логотипа. В таких случаях практически всегда речь идет о том, что заказчик получает полноценную услугу в обмен на туманные обещания заплатить за такую же в далеком будущем. Ну а шанс того, что заказчик, преисполненный огромной благодарности, начнет продвигать Сашины услуги, стремится уже к абсолютному нулю. Максимум, на что можно рассчитывать, это небольшой отзыв в фейсбуке с ленивым «лайком» постоянного друга, лайкающего все посты. Или, при действительно удачном стечении обстоятельств, комментарий с Сашиным телефоном в ответ на чей-нибудь вопрос: «Посоветуйте дешевого веб-программиста».

В заключение можно лишь сказать, что бесплатный сыр действительно бывает только в мышеловке. Причем предлагать бесплатный сыр – означает загонять себя в мышеловку собственными руками.

Дина Феллер

Приехала из Москвы в 1992 году. За прошедшее время стала журналистом и издателем, экономистом и маркетологом. Люблю генерировать идеи и пути их воплощения, чем и занимаюсь большую часть времени. В свободное от проектов время воспитываю трех детей и трех котов.