Продюсер Борис Соболев и писатель Эдуард Тополь исследуют историю ансамбля «Анахну Кан»

Это был не просто ансамбль – рассадник антисоветчины. В прямом смысле этого слова. 1956 год. Вильнюс. В советской Литве евреев не жаловали. Их и в досоветской не жаловали. Поэтому антисемитские настроения, которые поддерживала советская власть, и война, конечно, к 56-му году практически уничтожили любые очаги еврейской жизни в столице. Еврейские школы и театры закрыты, газет нет, книги еврейских писателей не публикуют, самих писателей репрессировали или уже расстреляли. Мрачные времена. Которые внезапно изменил музыкант Шауль Блехарович. Он не был ни оппозиционером, ни антисоветчиком. Даже наоборот – когда в Литву вошла Красная армия и была создана Литовская ССР, Блехарович возглавил военный ансамбль Дома Красной Армии в Каунасе, преподавал музыку. Когда началась война, Блехаровичи (Шауль, его жена и две дочери) эвакуировались вместе с семьями других офицеров в Ташкент, потом в Горький, потом Шауля призвали в армию, на 1-й Украинский фронт, там он снова занимается музыкой — возглавляет военный ансамбль. После войны Блехаровичи ненадолго остались в Киеве, там родился младший ребенок в семье — Миша. Но им хотелось назад, в Литву.
В 1947 году Шауль Блехарович привозит семью в Вильнюс. Работает в вильнюсском ансамбле Дома офицеров, преподает. Его старшая дочь Ализа оказывается невероятно талантлива – великолепное сопрано, которым одарила ее природа, открывает ей двери в консерваторию. Но поступает она на дирижерско-хоровое отделение. Музыкальные критики сетуют – если бы Ализа Блехорович не увлеклась хоровой деятельностью, музыкальный мир обогатился бы звездой оперной сцены. Но Ализа скромна, не терпит первых ролей, зато прекрасно чувствует себя в роли организатора и в тени отца. Поэтому когда отец делится с дочерью идеей создания еврейского ансамбля, у Ализы загораются глаза. Вроде бы совершенно невозможная затея – в антисемитски настроенной советской Литве собрать еврейский коллектив, который запоет на идиш. Но Шауль не оставляет мечты услышать снова напевы своей юности. И в 1956 году в Вильнюсе происходит чудо. Появляется Еврейский ансамбль песни и танца. Ализа – солистка хора. Публика рукоплещет и изумляется. Еврейские напевы на почти запретном языке не просто напевают бабушки за закрытыми дверьми – они звучат со сцены. Сначала на одной, но слава коллектива мгновенно разрастается, его начинают звать на гастроли. Дальше – больше. Из фольклорного ансамбля детище Блехаровичей превращается в народный театр. Одна из самых знаменитых его постановок – спектакль «Фрейлехс», в котором солирует Ализа, а аккомпанирует ее младший брат Миша. Он возглавил оркестр коллектива в 20 лет. Всего же труппа состоит из 180 артистов. Молодые, задорные, отчаянные. Они поверили в то, что все теперь будет по-другому. Что раз они с таким успехом гастролируют по Литве и всему Союзу, значит, могут менять реальность и дальше. Труппа путешествует на собственных автобусах, возит с собой не только декорации и костюмы, но и продукты. А в продуктах – запрещенную сионистскую литературу: учебники иврита, брошюры по истории Израиля, еврейских традициях, иудаизме. Их везде принимают с восторгом, им рукоплещут, они верят в то, что неприкасаемые. За пять лет (с 56 по 71 год) ансамбль дает 280 концертов, на которых побывали 250 тысяч зрителей. Они не просто фольлорный коллектив, но и организаторы первых флешмобов, хоть и не знали тогда, что это так называется. Когда украинский КГБ запретил их выступление в Киеве, они отправились в Бабий Яр и выложили на земле огромный Маген Давид из цветов и опавших осенних листьев. Снова повторили на 9 Ава в 1971 году – собрали 500 человек и отправились пешком в Панары, на место массового расстрела евреев. Там они снова выложили шестиконечную звезду, прочли поминальную молитву, а потом отправились в Вильнюс. Тоже пешком. Восьмерых зачинщиков этой акции задержали, приговорили к 9 суткам ареста. Но отпустили – первый секретарь ЦК КП Литвы Снечкус, узнав об этом, страшно разозлился: «Пока я жив, процессов над евреями в Литве не будет».
Впрочем, вольница скоро закончилась. Государство Израиль становилось все мощнее, побеждая в войнах, отвоевывая свое право на существование. В Советском Союзе понимают, что Израиль перестает быть зависимым инструментом управления, обретает собственные силы. Поднимается новая волна государственного антисемитизма – на этот раз направленная против Израиля. Еврейский ансамбль снова отказывается существовать по правилам. В знак протеста против разгорающейся в стране антиизраильской пропаганды артисты ансамбля устраивают забастовку. Скандал, конфуз. Литовские власти ведь поддерживали коллектив, он был этаким уже своим фольлорным театром, который приглашали на большие концерты, который стал одним из центров культурной жизни столицы.
Видимо, поэтому, когда основной состав коллектива подал документы на отъезд в Израиль, их отпустили. Держать в самом центре Вильнюса почти 200 человек, которые ничего не боятся, все-таки небезопасно. В Израиле их встретили Голда Меир и члены Кнессета. Блехоровичи не долго думали над тем, как назвать возрожденный коллектив в Израиле: триумфальное и радостное «Мы здесь» («Анахну кан» на иврите и «Мир зайден до» на идиш). Опубликовали объявление в газете, чтобы собрать заново труппу – из своих, кто тоже переехал, но потерялся, пригласить новеньких из разных еврейских коллективов Прибалтики, Молдавии, Украины. Поначалу совсем на добровольных началах. Но «Анахну кан» было не привыкать к трудностям. И к триумфу. Который случился почти сразу – после первого же концерта, на котором присутствовали отошедший от дел Давид Бен-Гурион, Голда Меир и будущий президент Израиля, генерал Эзер Вайцман. Коллектив получил господдержку. И возможность уже совершенно беспрепятственно гастролировать. Не только по Израилю – по всему миру.
Сегодня в труппе 80 человек – это дети и внуки тех, кто когда-то не побоялся петь в Вильнюсе на идиш, а потом уехать в Израиль и здесь, в совсем молодой стране, которая стремилась говорить только на иврите, снова петь на идиш. Сегодня еще живы те, кто может рассказать, как это было – как было задорно, весело, страшно. Как плакали люди на первых концертах Еврейского ансамбля, как плакали они, когда ансамбль уезжал. И эту память стараются сохранить продюсер Борис Соболев и писатель Эдуард Тополь в своем фильме » ЗДЕСЬ И ТОГДА» об уникальном коллективе, символе сионизма и стойкости, и просто любви к еврейской культуре.
Фильм создается, при поддержке Министерства Алии и Интеграции и Фонда » ГЕНЕЗИС»
Премьера фильма состоялась 26 июля 2018г. в 19.30. В здании ирии Тель Авива, зал «Аудиториум» 12-й этаж.